Алгоритм действий при работе учащихся с оригинальным текстом:
1. Внимательно прочитайте отрывок.
2. Определите видовую принадлежность документа:
— научный текст: в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины,
— правовой документ: изложены нормы права,
— публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,
— статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,
— политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,
— информационные материалы: излагаются только факты.
3. Интерпретация текста:
— разделите текст на смысловые блоки,
— проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,
— определите, к какой теме из изученного курса истории, обществоведения, географии относится текст.
4. Анализ текста:
— раскройте всю полноту социальной информации источника.
5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).
Основные приёмы работы с текстом:
1. Метод «ключевого слова»
2. Приём «инсерт» (чтение с пометками), составление простых и сложных вопросов
3. Составление кластера и синквейна
4. Таблица-синтез (структурный анализ текста)
Методические приемы работы учащихся с текстом учебника
1. Инструктирование учащихся как работать с учебником на вводном уроке (как использовать справочный аппарат, как ориентироваться в оглавлении, найти страницу, абзац, вывод.
2. Объяснить название параграфа, к какой теме, разделу относится.
3. Все виды работ с текстом учебника сначала демонстрируются в классе, а затем в качестве упражнений предусматриваются на последующих уроках и в домашнем задании.
4. Объяснительное чтение, комментирование текста и его анализ под руководством учителя. Перед чтением сформулировать познавательную задачу (выделяются абзацы и отдельные предложения их составляющие, определяется главная мысль абзаца, разъяснение и дополнение прочитанного, разбор иллюстраций).
5. Разбивать текст на смысловые части и озаглавливать их, то есть составлять план простой и сложный, развернутый.
6. Выделить главную мысль из прочитанного абзаца, параграфа в целом.
7. Объяснить вывод к параграфу, подтвердить его фактами из текста параграфа.
8. Найти в тексте ответы на поставленные вопросы, в том числе в заданиях к параграфу.
9. Исправить ошибку в ответе ученика по тексту учебника.
10. Словарная работа. Найти определение понятий и терминов в тексте параграфа или словаре терминов.
11. Чтение всего текста параграфа или его части без предварительного объяснения учителя — самостоятельное усвоение темы учащимися (учитель должен обязательно сформулировать вопросы плана изучения нового материала, вопросы и задания).
12. Перед объяснением нового материала учитель может сформулировать учащимся задание на внимание: какие были приведены дополнительные сведения в объяснении учителя по сравнению с учебником; прочитать параграф и найти о чем не рассказал учитель.
13. Учить учащихся читать картосхемы, диаграммы, логические схемы, имеющиеся в учебнике и составлять их.
14. Анализировать иллюстрации учебника. Например, составлять описание по иллюстрации по следующему плану: 1)что изображено на рисунке (в центре, слева, справа)?; 2)чем занимаются люди?; 3)как они одеты?; 4)какие у них орудия труда?; 5)какие выводы можно сделать из содержания рисунка? (5 класс).
15. Работа с историческими и географическими картами учебника (умение «читать карту» и воспроизводить события).
Основные формы и методы работы с текстом:
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
2. Комментированное чтение текста.
3. Аналитическое чтение текста.
4. Разбить текст на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Составление логической схемы.
9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
10. Реферирование текста.
раскрыть » / « свернуть